Приказ Госстроя РФ
от 26 марта 1999 г. N 74
«Об утверждении «Рекомендаций по определению
численности работниковслужбы заказчика
(организации по управлению жилищным фондом)»
(извлечение)
С целью укрепления и расширения нормативно-методической базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, приказываю:
- Утвердить разработанные по поручению Госстроя России Государственным унитарным предприятием «Государственный научно-технический центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве» («Центр нормирования и информационных систем») совместно с Фондом «Институт экономики города» «Рекомендации по определению численности работников службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)».
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления указанные нормативы для разработки региональных методических документов.
- Считать утратившим силу раздел 1 «Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства» сборника «Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств», утвержденных Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.03.93 N 50*.
- Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.
Председатель Е.В.Басин
Рекомендации
по определению численности работников
Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг
(организации по управлению жилищным фондом)
МДК 2-01.01
Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании) разработаны совместно Центром нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и Фондом «Институт экономики города».
Настоящий сборник рекомендован для практического применения (письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 04.12.98 N ЛЧ-01-252/29).
Предложения и замечания по сборнику просьба направлять по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 3, ЦНИС; 129010, г. Москва, пр-т Мира, д. 36, Фонд «Институт экономики города».
- Общие положения
1.1. Об управлении муниципальным жилищным фондом
1.1.1. Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг** является самостоятельной организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может создаваться в форме муниципального предприятия или муниципального учреждения. Формирование Службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций между заказчиком жилищно-коммунальных услуг для муниципального жилищного фонда и подрядными организациями, осуществляющими предоставление этих услуг. Создание Службы заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур, осуществляющих управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному фонду, в том числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно-коммунальных объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных муниципальных предприятий, осуществляющих подрядные работы.
1.1.2. Служба заказчика не должна выступать монополистом на предоставление услуг по управлению муниципальным жилищным фондом. К осуществлению этих функций на конкурсной основе могут привлекаться организации по управлению жилищным фондом или управляющие компании любой организационно-правовой формы, способные предоставлять качественные управленческие услуги. При отборе управляющей компании на конкурсной основе численность и структура работников данной компании не должна предписываться условиями конкурса. В рамках муниципального образования может быть создано несколько Служб заказчика.
1.1.3. Создание Службы заказчика и связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ (выделение из состава жилищных трестов самостоятельных муниципальных предприятий по обслуживанию жилья, переход на договорные отношения и т.п.) должны приводить к более рациональному использованию ресурсов и экономии средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в результате проводимых преобразований расходы растут и не удается достичь финансовой экономии, необходимо еще раз проанализировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования на предмет:
— выявления и ликвидации дублирования управленческих функций различными структурами в системе управления ЖКХ;
— оценки численности административно-управленческого персонала и общей штатной численности персонала муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым возможностям муниципального образования;
— соответствия включенного в договоры объема и структуры предоставления жилищно-коммунальных услуг финансовым возможностям муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг;
— действенности санкций за неполное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг;
— использования возможностей снижения затрат и более рационального использования средств за счет организации обслуживания и управления жилищным фондом на конкурсной основе.
1.2. О нормировании деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом
1.2.1. Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании) разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования труда работников этих организаций.
1.2.2. Приведенные в сборнике нормативы численности определены с учетом разделения на муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными организациями.
1.2.3. Сборник позволяет определить численность руководителей, специалистов и служащих, затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика, как составной части жилищно-коммунальных услуг, установить организационную структуру Службы заказчика, произвести рациональную расстановку кадров.
1.2.4. В основу разработки нормативов численности положены технико-экономические показатели и характеристики, отчетные данные и действующие структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно-методические материалы.
1.2.5. Нормативы численности работников Службы заказчика установлены по следующим основным блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации:
а) руководство Службы заказчика;
б) технический контроль и планирование;
в) финансово-экономическая деятельность;
г) договорно-правовая деятельность.
С учетом указанных функций в Приложении к сборнику приведена примерная организационная структура Службы заказчика.
1.2.6. Норматив численности в целом по Службе заказчика определяется путем суммирования нормативов по функциям.
1.2.7. В качестве основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда, находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне рекомендуемых значений общей площади от 900000 до 2700000 кв. м. Эта площадь примерно соответствует численности населения от 50 до 150 тысяч человек. При превышении предельного объема общей площади, установленного в сборнике, представляется целесообразным формировать несколько Служб заказчика. При этом возникают предпосылки для формирования конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом. При меньшем размере общей площади управляемого жилищного фонда (для малых муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться.
1.2.8. В настоящие нормативы не включена численность:
— работников, занятых регистрацией граждан по месту пребывания и месту жительства (паспортной работой);
— работников, занятых организацией и управлением процессом приватизации муниципального жилищного фонда;
— рабочих (уборщики служебных помещений, водители легкового транспорта и т.д.),
которая может быть определена по другим сборникам норм и нормативов затрат труда.
1.2.9. Приведенные в сборнике нормативы численности рекомендованы для условий перехода к рыночным отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом особенностей региональной политики в жилищно-коммунальной сфере и развитием конкурентной среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы нормативы, разработанные на муниципальном уровне.
- Нормативная часть
2.1. Общее руководство Службы заказчика
Функции административного и обслуживающего персонала Службы заказчика:
— руководство деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим законодательством и Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и согласно утвержденному уставу (положению) и договору с собственником;
— организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета;
— обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников Службы заказчика;
— документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя Службы заказчика;
— обеспечение работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их использованием. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный перечень должностей:
руководитель Службы заказчика и его заместители; главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам; секретарь-машинистка, машинистка; заведующий хозяйством.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 4 — 6 | 6 — 8 | 8 — 11 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
2.2. Технический контроль и планирование
2.2.1. Формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг:
— анализ сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного фонда, уровня и качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений по повышению качества обслуживания жилищного фонда;
— участие в работе по приемке в состав муниципальной собственности ведомственного жилищного фонда;
— ведение технической документации и банка данных по составу инженерного оборудования, капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных сетей;
— разработка требований по качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда;
— составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
— разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных дефектов;
— организация и проведение конкурсов между предприятиями различных форм собственности на обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня домов, выставляемых на конкурс, предоставление необходимой информации для потенциальных участников конкурса, проведение предварительного собрания участников конкурса, осмотр выставляемого на конкурс жилищного фонда с участниками конкурса, участие в работе конкурсной комиссии;
— подготовка проектов договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
— работа с ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров в их технической части между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями. Обеспечение согласованной технической политики с поставщиками коммунальных услуг.
Примерный перечень должностей:
руководитель подразделения, инженер, экономист.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 2 — 3 | 3 — 5 | 5 — 7 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг:
— обеспечение технических условий эксплуатации и осуществление контроля за правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными организациями;
— контроль и обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к сезонным условиям эксплуатации;
— контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ и услуг согласно заключенным договорам. Актирование выполненных работ, актирование фактов невыполнения договорных обязательств;
— прием и регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ; составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
— обеспечение потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно-коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества;
— проверка соблюдения потребителями жилищно-коммунальных услуг своих обязательств по договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д.;
— подготовка данных для корректировки размера оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае отклонения их качества от нормативного уровня;
— работа с населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч. подготовка и направление уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выяснение причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье.
Примерный перечень должностей:
руководитель подразделения, инженер, инспектор, техник.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 10 — 13 | 13 — 18 | 18 — 25 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
2.2.3. Диспетчерское обслуживание:
— прием и регистрация заявок, выяснение их причин и характера. Оперативное решение вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и другой технической документации;
— осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин, их вызвавших.
Примерный перечень должностей:
оператор диспетчерской службы.
Норматив численности — 5 человек.
2.3. Финансово-экономическая деятельность
2.3.1. Финансовое обеспечение заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг:
— осуществление расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг;
— консолидация финансовых средств для расчетов с подрядчиками за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами;
— разработка предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда;
— применение штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами;
— разработка предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на обслуживание и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по указанным тарифам для утверждения органом местного самоуправления.
Примерный перечень должностей:
руководитель подразделения, экономист.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 3 — 4 | 4 — 6 | 6 — 8 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
2.3.2. Оплата жилищно-коммунальных услуг:
— определение размера платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
— оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг;
— проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги:
при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
при временном отсутствии потребителя по месту жительства;
при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня;
при введении дополнительных льгот или их отмене;
при изменении размера субсидий;
— рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
— организация расчетно-кассового обслуживания;
— анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков;
— выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги;
— начисление пени в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Примерный перечень должностей:
руководитель подразделения, бухгалтер, кассир, контролер.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 3 — 4 | 4 — 6 | 6 — 8 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
2.3.3. Информационное и методическое обеспечение:
— создание и ведение базы данных по объектам жилищного фонда, инженерному оборудованию, капитальности и другим параметрам жилых зданий;
— создание и ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета собственников жилья в муниципальном жилищном фонде.
Примерный перечень должностей:
руководитель подразделения, экономист, инженер, оператор.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 2 — 3 | 3 — 5 | 5 — 7 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
2.4. Договорно-правовая деятельность:
— разработка и оформление договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг;
— контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение правовыми средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения законодательства о труде;
— заключение договоров найма, аренды; договоров на управление недвижимым имуществом или договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений;
— перезаключение договоров коммерческого найма по истечении срока их действия;
— расторжение заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон;
— выдача разрешений на сдачу жилого помещения в поднаем и на заключение договора субаренды;
— страхование риска гибели жилого помещения;
— заключение договоров на оказание услуг по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги со специализированными организациями;
— юридическое оформление договоров, обеспечение законности, проверка соответствия действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и другим документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
— рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным обслуживанием;
— подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан;
— представление интересов Службы заказчика на судебных заседаниях по делам о жилищно-коммунальном обслуживании и его оплате;
— подготовка материалов для судебного взыскания задолженности.
Примерный перечень должностей:
руководитель подразделения, экономист, юрисконсульт.
Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| до 900 | 901 — 1300 | 1301 — 2700 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Нормативная численность, чел.:
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| 1 — 2 | 2 — 4 | 4 — 7 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Приложение
Примерная организационная структура службы заказчика
—————————
——————————————————————|Директор |———————————————————————
| | Службы | |
| |заказчика| |
| ————————— |
| ———————— —————— |
| v v |
| ——————————————— ———————————————————— |
| |Главный инженер| |Заместитель по эко-| |
| | || |номике и финансам || |
v ——————————————— | ———————————————————— | v
————————————— ——————————————— | ———————————————————— | ———————————
|Договорно- | |Подразделение || |Финансово-экономи- |||Бухгалтерия|
|правовое под-| |технического || |ческое подразделение||| |
|разделение | |контроля и пла-|| | || ———————————
————————————— |нирования || ———————————————————— |
——————————————— | ———————————————————— |
——————————————— | |Расчетное подразде-||
|Оперативно-дис-|| |ление ||
|петчерская || ———————————————————— |
|служба || ———————————————————— |
——————————————— | |Информационно-мето- ||
——————————————— | |дическое подразделе-|
|Территориальные|| |ние |
|подразделения | ————————————————————
———————————————