Приказ Госстроя РФ от 26.03.99 года № 74 «Об утверждении рекомендаций по определению численности работников службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)».

Приказ Госстроя РФ
от 26 марта 1999 г. N 74

 

«Об утверждении «Рекомендаций по определению
численности работниковслужбы заказчика
(организации по управлению жилищным фондом)»

(извлечение)

 

С целью укрепления и расширения нормативно-методической базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, приказываю:

  1. Утвердить разработанные по поручению Госстроя России Государственным унитарным предприятием «Государственный научно-технический центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве» («Центр нормирования и информационных систем») совместно с Фондом «Институт экономики города» «Рекомендации по определению численности работников службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)».
  2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления указанные нормативы для разработки региональных методических документов.
  3. Считать утратившим силу раздел 1 «Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства» сборника «Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств», утвержденных Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.03.93 N 50*.
  4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.

 

Председатель                                                                                                       Е.В.Басин

 

Рекомендации

по определению численности работников

Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг

(организации по управлению жилищным фондом)

МДК 2-01.01

 

Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании) разработаны совместно Центром нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и Фондом «Институт экономики города».

Настоящий сборник рекомендован для практического применения (письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 04.12.98 N ЛЧ-01-252/29).

Предложения и замечания по сборнику просьба направлять по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 3, ЦНИС; 129010, г. Москва, пр-т Мира, д. 36, Фонд «Институт экономики города».

 

  1. Общие положения

 

1.1. Об управлении муниципальным жилищным фондом

1.1.1. Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг** является самостоятельной организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может создаваться в форме муниципального предприятия или муниципального учреждения. Формирование Службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций между заказчиком жилищно-коммунальных услуг для муниципального жилищного фонда и подрядными организациями, осуществляющими предоставление этих услуг. Создание Службы заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур, осуществляющих управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному фонду, в том числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно-коммунальных объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных муниципальных предприятий, осуществляющих подрядные работы.

1.1.2. Служба заказчика не должна выступать монополистом на предоставление услуг по управлению муниципальным жилищным фондом. К осуществлению этих функций на конкурсной основе могут привлекаться организации по управлению жилищным фондом или управляющие компании любой организационно-правовой формы, способные предоставлять качественные управленческие услуги. При отборе управляющей компании на конкурсной основе численность и структура работников данной компании не должна предписываться условиями конкурса. В рамках муниципального образования может быть создано несколько Служб заказчика.

1.1.3. Создание Службы заказчика и связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ (выделение из состава жилищных трестов самостоятельных муниципальных предприятий по обслуживанию жилья, переход на договорные отношения и т.п.) должны приводить к более рациональному использованию ресурсов и экономии средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в результате проводимых преобразований расходы растут и не удается достичь финансовой экономии, необходимо еще раз проанализировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования на предмет:

— выявления и ликвидации дублирования управленческих функций различными структурами в системе управления ЖКХ;

— оценки численности административно-управленческого персонала и общей штатной численности персонала муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым возможностям муниципального образования;

— соответствия включенного в договоры объема и структуры предоставления жилищно-коммунальных услуг финансовым возможностям муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг;

— действенности санкций за неполное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг;

— использования возможностей снижения затрат и более рационального использования средств за счет организации обслуживания и управления жилищным фондом на конкурсной основе.

1.2. О нормировании деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом

1.2.1. Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании) разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования труда работников этих организаций.

1.2.2. Приведенные в сборнике нормативы численности определены с учетом разделения на муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными организациями.

1.2.3. Сборник позволяет определить численность руководителей, специалистов и служащих, затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика, как составной части жилищно-коммунальных услуг, установить организационную структуру Службы заказчика, произвести рациональную расстановку кадров.

1.2.4. В основу разработки нормативов численности положены технико-экономические показатели и характеристики, отчетные данные и действующие структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно-методические материалы.

1.2.5. Нормативы численности работников Службы заказчика установлены по следующим основным блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации:

а) руководство Службы заказчика;

б) технический контроль и планирование;

в) финансово-экономическая деятельность;

г) договорно-правовая деятельность.

С учетом указанных функций в Приложении к сборнику приведена примерная организационная структура Службы заказчика.

1.2.6. Норматив численности в целом по Службе заказчика определяется путем суммирования нормативов по функциям.

1.2.7. В качестве основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда, находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне рекомендуемых значений общей площади от 900000 до 2700000 кв. м. Эта площадь примерно соответствует численности населения от 50 до 150 тысяч человек. При превышении предельного объема общей площади, установленного в сборнике, представляется целесообразным формировать несколько Служб заказчика. При этом возникают предпосылки для формирования конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом. При меньшем размере общей площади управляемого жилищного фонда (для малых муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться.

1.2.8. В настоящие нормативы не включена численность:

— работников, занятых регистрацией граждан по месту пребывания и месту жительства (паспортной работой);

— работников, занятых организацией и управлением процессом приватизации муниципального жилищного фонда;

— рабочих (уборщики служебных помещений, водители легкового транспорта и т.д.),

которая может быть определена по другим сборникам норм и нормативов затрат труда.

1.2.9. Приведенные в сборнике нормативы численности рекомендованы для условий перехода к рыночным отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом особенностей региональной политики в жилищно-коммунальной сфере и развитием конкурентной среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы нормативы, разработанные на муниципальном уровне.

 

  1. Нормативная часть

 

2.1. Общее руководство Службы заказчика

Функции административного и обслуживающего персонала Службы заказчика:

— руководство деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим законодательством и Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и согласно утвержденному уставу (положению) и договору с собственником;

— организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета;

— обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников Службы заказчика;

— документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя Службы заказчика;

— обеспечение работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их использованием. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности.

Примерный перечень должностей:

руководитель Службы заказчика и его заместители; главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам; секретарь-машинистка, машинистка; заведующий хозяйством.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|       до 900          |      901 — 1300         |     1301 — 2700     |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          4 — 6        |          6 — 8          |          8 — 11     |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.2. Технический контроль и планирование

2.2.1. Формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг:

— анализ сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного фонда, уровня и качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений по повышению качества обслуживания жилищного фонда;

— участие в работе по приемке в состав муниципальной собственности ведомственного жилищного фонда;

— ведение технической документации и банка данных по составу инженерного оборудования, капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных сетей;

— разработка требований по качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда;

— составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

— разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных дефектов;

— организация и проведение конкурсов между предприятиями различных форм собственности на обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня домов, выставляемых на конкурс, предоставление необходимой информации для потенциальных участников конкурса, проведение предварительного собрания участников конкурса, осмотр выставляемого на конкурс жилищного фонда с участниками конкурса, участие в работе конкурсной комиссии;

— подготовка проектов договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

— работа с ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров в их технической части между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями. Обеспечение согласованной технической политики с поставщиками коммунальных услуг.

Примерный перечень должностей:

руководитель подразделения, инженер, экономист.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        до 900        |       901 — 1300       |        1301 — 2700    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          2 — 3       |           3 — 5        |            5 — 7      |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг:

— обеспечение технических условий эксплуатации и осуществление контроля за правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными организациями;

— контроль и обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к сезонным условиям эксплуатации;

— контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ и услуг согласно заключенным договорам. Актирование выполненных работ, актирование фактов невыполнения договорных обязательств;

— прием и регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ; составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

— обеспечение потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно-коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества;

— проверка соблюдения потребителями жилищно-коммунальных услуг своих обязательств по договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д.;

— подготовка данных для корректировки размера оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае отклонения их качества от нормативного уровня;

— работа с населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч. подготовка и направление уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выяснение причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье.

Примерный перечень должностей:

руководитель подразделения, инженер, инспектор, техник.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        до 900        |       901 — 1300       |       1301 — 2700     |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        10 — 13       |         13 — 18        |         18 — 25       |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.2.3. Диспетчерское обслуживание:

— прием и регистрация заявок, выяснение их причин и характера. Оперативное решение вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и другой технической документации;

— осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин, их вызвавших.

Примерный перечень должностей:

оператор диспетчерской службы.

Норматив численности — 5 человек.

2.3. Финансово-экономическая деятельность

2.3.1. Финансовое обеспечение заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг:

— осуществление расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг;

— консолидация финансовых средств для расчетов с подрядчиками за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами;

— разработка предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда;

— применение штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами;

— разработка предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на обслуживание и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по указанным тарифам для утверждения органом местного самоуправления.

Примерный перечень должностей:

руководитель подразделения, экономист.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        до 900         |       901 — 1300       |       1301 — 2700    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         3 — 4         |          4 — 6         |          6 — 8       |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.3.2. Оплата жилищно-коммунальных услуг:

— определение размера платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

— оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг;

— проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги:

при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

при временном отсутствии потребителя по месту жительства;

при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня;

при введении дополнительных льгот или их отмене;

при изменении размера субсидий;

— рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;

— организация расчетно-кассового обслуживания;

— анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков;

— выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги;

— начисление пени в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Примерный перечень должностей:

руководитель подразделения, бухгалтер, кассир, контролер.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        до 900         |        901 — 1300       |      1301 — 2700    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         3 — 4         |           4 — 6         |         6 — 8       |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.3.3. Информационное и методическое обеспечение:

— создание и ведение базы данных по объектам жилищного фонда, инженерному оборудованию, капитальности и другим параметрам жилых зданий;

— создание и ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета собственников жилья в муниципальном жилищном фонде.

Примерный перечень должностей:

руководитель подразделения, экономист, инженер, оператор.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        до 900         |       901 — 1300       |       1301 — 2700    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         2 — 3         |          3 — 5         |          5 — 7       |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.4. Договорно-правовая деятельность:

— разработка и оформление договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг;

— контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение правовыми средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения законодательства о труде;

— заключение договоров найма, аренды; договоров на управление недвижимым имуществом или договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений;

— перезаключение договоров коммерческого найма по истечении срока их действия;

— расторжение заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон;

— выдача разрешений на сдачу жилого помещения в поднаем и на заключение договора субаренды;

— страхование риска гибели жилого помещения;

— заключение договоров на оказание услуг по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги со специализированными организациями;

— юридическое оформление договоров, обеспечение законности, проверка соответствия действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и другим документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и ремонту жилищного фонда;

— рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным обслуживанием;

— подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан;

— представление интересов Службы заказчика на судебных заседаниях по делам о жилищно-коммунальном обслуживании и его оплате;

— подготовка материалов для судебного взыскания задолженности.

Примерный перечень должностей:

руководитель подразделения, экономист, юрисконсульт.

 

Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|        до 900         |       901 — 1300       |       1301 — 2700    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Нормативная численность, чел.:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         1 — 2         |          2 — 4         |          4 — 7       |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Приложение

 

Примерная организационная структура службы заказчика

 

—————————

——————————————————————|Директор |———————————————————————

|                      | Службы  |                       |

|                      |заказчика|                       |

|                       —————————                        |

|                ————————       ——————                   |

|               v                     v                  |

|         ———————————————    ————————————————————        |

|        |Главный инженер|  |Заместитель по  эко-|       |

|        |               || |номике и финансам   ||      |

v         ——————————————— |  ———————————————————— |      v

—————————————   ——————————————— |  ———————————————————— | ———————————

|Договорно-   | |Подразделение  || |Финансово-экономи-  |||Бухгалтерия|

|правовое под-| |технического   || |ческое подразделение|||           |

|разделение   | |контроля и пла-|| |                    || ———————————

—————————————  |нирования      ||  ———————————————————— |

——————————————— |  ———————————————————— |

——————————————— | |Расчетное  подразде-||

|Оперативно-дис-|| |ление               ||

|петчерская     ||  ———————————————————— |

|служба         ||  ———————————————————— |

——————————————— | |Информационно-мето- ||

——————————————— | |дическое подразделе-|

|Территориальные|| |ние                 |

|подразделения  |   ————————————————————

———————————————